Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, 
а в том, чтобы постигать их смысл.
Цицерон 

Финансовое право

Система финансового права

Принципы финансового права

Метод финансового права

Бюджетное право

Бюджетная система

Бюджетный процесс

Принципы бюджетной системы

Налоговая система

Налоги, сборы, пошлины

Налоговые правоотношения

Налоговая политика

Денежное обращение

Наличные расчеты

Безналичные расчеты

Валютные операции

Финансовая теория
Теория государства и права
История налогового права
Социология и культура
Основы политологии
Политика как общественное явление
Политика и общество
Виды и функции политики
Научный статус политологии
Власть как общественное явление
Ресурсы власти, элементы власти
Власть политическая и государственная
Принципы государственной власти
Политическая система общества
Структура политической системы
Политические отношения, нормы
Политическая культура общества
Виды и функции политических систем
Функционирование политической системы
Государство — институт политической системы
Сущность государств
Функции государства
Монархия - форма управления государством
Республика, виды республик
Смешанная форма президентского и парламентского правления
Формы государственного устройства
Правовое государство и гражданское общество
Политические режимы - определение
Демократические режимы
Признаки и принципы демократии
Особенности недемократических режимов
Политические партии
Функции, выполняемые партиями
Классификация партий
Многопартийность
Выборы и избирательное право
Принципы избирательного права
Избирательные системы - виды
Пропорциональная и смешанная избирательная системы

Основы государственного права РФ
Полезная информация
Динамика валют
Правовая сфера жизни общества
Основы административного права
Исторический экскурс
Геополитика
Инвестирование в ж/д транспорт в царской России
Новости финансов

 

Рекомендуемые бизнес-ресурсы:
 



Новости

25.04.2012

Некоторые эксперты считают, что рост евро (на 2,95% в первом квартале этого года) был временным явлением.

15.04.2012

Министерство финансов намерено подготовить законопроект, который уменьшит оборот наличных денег в России. Глава Минфина А.Силуанов сослался на мировой опыт, который подкрепляет это его предложение.

07.04.2012

Экономика стран СНГ не сдалась кризису. Евразийский банк развития провел ежегодный «Макромониторинг СНГ». Основные показатели нынешнего исследования приятно удивили. Особенно порадовали экспертов высокие темпы роста в сельском хозяйстве.

01.01.2012

Россия становится мировым лидером в торговле. По прогнозу банка HSBC, российская торговля обгонит по темпам роста мировую: до 2017 года она будет расти на 6% в год, а после — на 7,56%.

02.12.2011

Оборот рынка российского сегмента форекс-брокеров составляет не менее 500 млрд долларов. На этом рынке работают несколько сотен тысяч человек.

загрузка...
загрузка...
загрузка...

Республика, виды республик

Республика (от лат. res publika — букв.: дело общественное) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Известны различные классификации республик. Главный критерий различия — кому, каким социальным слоям и политическим силам выборы обеспечивают власть.

Различают республики аристократические (боярские, как было на Руси), в основе которых — сословный ценз, происхождение, «родовитость»; демократические, основанные на принципе гражданства, бессословности. Платон в сочинении «Государство» выделял тимократическую республику, основанную на принципе высокого имущественного ценза (так было в Афинах до конституции Солона), называя тимократию «худшей формой правления, господством корысти».

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: а) парламентскую, б) президентскую и в)смешанную парламентско-президентскую. Главный признак подобного деления — кто же реально влияет на исполнительную власть. Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка. Она осуществляется непрерывно, опирается на конкретные территорию, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.

Именно в силу огромного влияния на жизнь общества, исполнительная власть во всех формах республик имеет статус подзаконной, т. е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью. Она выступает как вторичная власть, что означает:
а) правительство в своем составе (кабинет министров, Совет Министров или по-другому названный руководящий орган исполнительной власти), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства — президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии;
б) правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо имеет «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом власти.

Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента с конституционно-правовой точки зрения. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства осуществляется только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом; как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций; в результате оно контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями.

Президент в парламентской республике — «слабый» президент, т. е. он избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что президент в такой ситуации как бы воспринимает функции монарха в парламентской монархии: царствует, но не правит. Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом.

Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение такая форма республики получила затем в Латинской Америке (Бразилии, Мексике, Уругвае и в других странах).

Отличительные признаки президентской республики:
• президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент «сильный», он избран народом и потому может апеллировать к нему в случае конфликта с парламентом;
• президент одновременно является главой государства и главой правительства, отсутствует дуализм исполнительной власти;
• президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров;
• парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия;
• чтобы не допустить излишней концентрации власти у президента, конституцией предусматривается «механизм сдержек и противовесов» его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент (отстранение от должности) президента.

К концу XX в. в мире насчитывалось около 70 президентских государств.





 
Все разделы сайта

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ. @2022

Rambler's Top100 Rambler's Top100