|
||||
Финансовое право | Бюджетное право | Налоговая система | Денежное обращение |
Финансовая теория
Теория государства и права
|
|
|||||||||||
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯОсновы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Сократ, Платон и другие мыслители древности пытались связать право с нравственными, справедливыми началами, заложенными в природе человека. В дальнейшем теория естественных прав была дополнена и развита в работах Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и других выдающихся буржуазных мыслителей. Локк считал, что естественное право означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу и имущество, то есть то, что ему принадлежит. Учреждая государство, полагал Локк, люди не отказываются от своих естественных прав, а правительство, возникшее на основе общественного договора, обязано всемерно охранять естественные права человека. По мнению Руссо, феодальный строй, заковав свободного человека в многочисленные оковы, установил сословное неравенство, тем самым грубо нарушил условия общественного договора и не имеет законных оснований на существование, держится только на силе. Поэтому народ имеет полное право сбросить с себя лишенную легитимности власть. При всем демократизме и революционном пафосе теория естественного права имеет существенные недостатки, которые выявили ее оппоненты.
Названные и другие недостатки теории естественного права, выявленные ее оппонентами, в значительной степени способствовали снижению авторитета этой теории и утрате ею ведущего значения среди правовых теорий XIX в. Интерес к теории и идеям естественного права, проявившийся в середине XX в., способствовал ее существенному обновлению. Прежде всего, сторонники этой теории отказались от прежнего взгляда на человека, личность как абстрактного индивидуума и стали рассматривать его в системе многообразных общественных связей. Соответственно расширилась и система естественных прав человека. Теперь в нее вошли не только права, призванные охранять личность от государственного произвола, но и многие социально-экономические и политические права, без реализации которых личность на может быть свободной в своих действиях и поступках. Представители современной теории естественного права отказались и от антиисторического подхода ее основоположников. Совокупность естественных прав человека перестала рассматриваться ими как вечная и неизменная. Бог, полагают представители этой теории, обладает абсолютным суверенитетом и определяет универсальные норма права и нормы долга. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития их способности понимать и исполнять божественные предписания. Отсутствие четких критериев отличия естественных прав от позитивных оставляет нерешенным и другой кардинальный вопрос данной теории - каким образом можно объяснить все многообразие позитивных правовых систем при наличии сравнительно небольшой и достаточно расплывчатой совокупности естественных прав
Не умея свести позитивное право к его объективной основе - системе экономических отношений как основному источнику развития общества, сторонники теории естественного права все многообразие позитивного права объявляют случайностью, результатом "деформации", "случайности". Тем самым закономерный исторический процесс развития права предстает как цепь случайных и неоправданных отходов от естественного права. В теории естественного права наблюдается явное неумение ее сторонников применять правильно сформулированные методологические принципы историзма и объективности закономерностей, лежащих в основе позитивного права. |
|
|||||||||||
Все разделы сайта |
Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ. @2022 |