Смешанная форма президентского и парламентского правления
Смешанная форма президентского и парламентского способов республиконского правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента.
Такая форма используется как в странах с устойчивой демократией (Франция), так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптировать преимущества той и другой формы правления.
Отличительные признаки смешанной формы президентского и парламентского правления:
- президент и парламент в равной степени легитимированы народом;
- оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную ответственность»;
- парламент может выразить недоверие правительству (его главе — премьеру, продолжающему исполнять обязанности до решения президента);
- так же как и в президентской республике, предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти — президент обладает правом «вето» на законы, принимаемые парламентом, парламент может инициировать и отстранить от должности президента в порядке импичмента. Однако в отличие от президентской республики президент в смешанной республике обладает правом роспуска парламента в случаях, установленных законом.
К концу XX в. насчитывалось не менее 20 государств со смешанной формой правления, в основном на территории Восточной Европы и бывшего СССР.
|
|