|
||||
Финансовое право | Бюджетное право | Налоговая система | Денежное обращение |
Финансовая теория
Теория государства и права
История налогового права
Социология и культура
Основы политологии
|
|
|||||||||||
Правовое государство и гражданское обществоОдин из подходов, помогающих понять современное государство и пути его развития, основан на анализе отношений, которые складываются внутри и вне его границ, прежде всего отношений в системе «власть-общество-гражданин». В этом подходе особая роль принадлежит концепции правового государства. Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти. Правовое государство — государство, которое соответствует демократическому устройству политической системы и в котором вся система отношений «власть-общество-гражданин» построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права. Поиск мировой общественной мысли (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Им. Кант) и практики наиболее разумного государственно-политического устройства обусловил важнейшие положения правовой основы государственности. Современная концепция правового государства признает главными следующие принципы его формирования:
Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном. Гражданское общество как термин все чаще употребляется с началом процесса демократизации в России, хотя не прекращаются дискуссии по поводу его смысла, содержания. Единого унифицированного определения гражданского общества пока нет. Каждое из многочисленных определений раскрывает какую-либо одну или несколько сущностных черт данного явления и потому они дополняют (а порой и исключают) друг друга. Трудность создания универсального определения состоит в том, что гражданское общество как целостность не есть нечто раз и навсегда данное, оно эволюционирует и его теоретическое осмысление предполагает выработку конкретно-временной и конкретно-страноведческой формы.
Телеологический (предопределенный целями) характер (от греч. teleos — достигший цели + logos — учение, понятие) гражданского общества отражен в схеме на рисунке.
Гражданское общество и государство «обречены» на постоянное взаимодействие, они неотделимы друг от друга. Роль гражданского общества в том и состоит, что оно разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. Гражданское общество никто специально не создает, оно развивается самостоятельно, но при активном участии граждан. Роль демократического государства, его политическая и педагогическая деятельность проявляются в функционировании и развитии гражданского общества. Государство может отрицать и уничтожать (так и происходит при тоталитаризме) гражданское общество, ограничивать его жизнедеятельность (при авторитаризме) или создавать благоприятную политическую среду (при демократии). Обществу необходима серьезная интегрирующая идея, объединяющие ценности. Такая идея вынашивается и прорабатывается самим обществом, но чтобы она реально «заработала», необходимо государственно-правовое закрепление ее на уровне стратегии, государственной политики. Демократическое государство должно помочь гражданскому обществу «встать на ноги», создать условия для его развития. Помощь означает гарантию прав человека на свободу собственной самоорганизации, на свою уникальность. Правовое государство призвано обеспечить арсенал средств непосредственной демократии, таких как самоуправление, референдумы, народные инициативы. Однако государство самоограничивается тем, что формирует свободное гражданское общество. Наконец, государство может в критических ситуациях обеспечить правовую возможность актов гражданского неповиновения в целях предупреждения стихийных революционных взрывов. Таким образом, по своей природе демократическое гражданское общество и демократическое государство не могут быть отчуждены друг от друга, тем более противостоять одно другому. В обществе и государстве имеются не заменяющие друг друга факторы общественного развития. Важно их согласовывать, объединять и эффективно использовать. Гражданское общество, с одной стороны, может и должно сужать сферу деятельности государственных органов, а с другой — брать на себя часть социальных проблем, тем самым помогая государству снимать или хотя бы ослаблять социальную, финансовую, экономическую напряженность в стране. |
|
|||||||||||
Все разделы сайта |
Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ. @2022 |