Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Подрядный способ способствовал более быстрому вводу кругобайкальского участка во временную эксплуатацию. Государственное финансирование и подрядная основа строительства позволили создать условия для предпринимателей, которые в свою очередь могли маневрировать рабочей силой в рамках своего участка. Отвечавший только за сроки выполнения работ в соответствии с чертежами, предприниматель старался с выгодой для себя решить кадровые и хозяйственные вопросы.
2. Многие действия подрядчиков не всегда соответствовали нормам закона и морали. Предприниматели были обязаны вести все работы согласно требованиям технических условий, но в течение всего строительства они делали попытки отступить от этих норм и удешевить работы, зачастую в ущерб качеству.
3. На строительстве КБЖД часть предпринимателей проявили такие качества, как образованность, предприимчивость, а некоторые прославили себя и принесли известность КБЖД. Так, подрядчики А. Н. Перцев и А. В. Ливеровский внедрили электроэнергию при бурении скважин, подъёма воды из Байкала, при сооружении вентиляции в тоннелях и при освещении жилых помещений.
4. Предприниматели использовали любую ситуацию для извлечения прибыли, в том числе и начавшуюся русско-японскую войну.
Примечания, использованная литература:
1 Постройка Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Мысовая: Инструкция начальнику участка. Иркутск, 1902.
2 РГИА. Ф. 326, оп. 3, д. 138, л. 23.
3 Сибирская жизнь. 1901. 8 августа.
4 Восточное обозрение. 1901.13 ноября.
5 Восточное обозрение. 1901.1 декабря.
6 Восточное обозрение. 1902.17 мая.
7 РГИА. Ф. 326, оп. 3, д. 38, л. 123.
8 РГИА. Ф. 326, оп. 4, д. 378, л. 1.
9 Сооружение Кругобайкальской железной дороги: Сборник пояснительных записок технических условий и расчетов сооружений. (К альбому типовых и исполнительных чертежей). 1900-1905. СПб., 1907. Отдел 2. Земляное полотно, подпорные стенки, тоннели и галереи. С. 216.
10 РГИА. Ф. 326, оп. 4, д. 378, л. 7 об.
11 Сооружение Кругобайкальской железной дороги: Сборник пояснительных записок технических условий и расчетов сооружений. (К альбому типовых и исполнительных чертежей). 1900-1905. СПб., 1907. Отдел 2. Земляное полотно, подпорные стенки, тоннели и галереи. Отдел 2. Земляное полотно, подпорные стенки, тоннели и галереи. С. 219.
12 Ливеровский А. В. Некоторые сведения об организации железнодорожного строительства и о положении рабочих на постройках железных дорог до Октябрьской революции (Справка составлена по просьбе Радиокомитета в Ленинграде). Машинопись. СПб., НТБ ПГУПС. С. 4.
13 Симберг К.Н., Салин Н.Н. Краткое описание Кругобайкальской железной дороги // Кругобайкальская железная дорога: Альбом типовых и исполнительных чертежей. 1900-1905. СПб., 1907. С.8.
14 Полный свод законов. Собрание второе. СПб., 1863. Т. 36. № 36793.
15 Свод законов Российской империи. Т. 11, ч. 2. СПб., б/г. С. 1191-1321.
16 РГИА. Ф. 364, оп. 5, д. 304, л. 185.
17 РГИА Ф. 326, оп. 3, д. 138, л. 3-3 об.
18 РГИА. Ф. 326, о. 3, д. 88, л. 10.
19 РГИА. Ф. 326, о. 3, д. 23, л. 163-163 об.
20 РГИА. Ф. 326, о. 3, д. 23, л. 21; д. 623, л. 309.
21 Восточное обозрение. 1903. 9 марта.
22 РГИА Ф. 326, о. 3, д. 64, л. 26.
23 Восточное обозрение. 1904. 17 марта.
24 Восточное обозрение. 1904.22 января.
25 РГИА. Ф. 326, о. 3, д. 23, л. 85.
26 РГИА. Ф. 326, о. 3, д. 23, л. 84.
27 Русское слово. 1904. 27 апреля.
28 Русское слово. 1904. 27 апреля.
29 Восточное обозрение. 1904. 5 мая.
30 Восточное обозрение. 1904.27 июня.
31 Восточное обозрение. 1904.16 апреля.
32 Восточное обозрение. 1904.18 июля.
1. Введение
2. Привлечение предпринимателей на постройку КБЖД
3. Рабочие на КБЖД
4. Строительство КБЖД во время русско-японской войны
5. Заключение, литература