Общую характеристику предпринимателю-инженеру на Байкале дала газета «Сибирская жизнь». Предприниматель, по словам газеты — это «истинный джентльмен, на котором до сих пор красуется кокарда и путейская форма, свидетельствующая о только что оставленной им железнодорожной службе. Для рабочего человека эти символы власти имели, конечно, особенное значение. С таким предпринимателем рабочий долго не спорил, потому, что каждый рабочий опасался, как бы ещё больше неприятностей не нажить. Ведь для них совершенно неизвестно было, «где кончался подрядчик, и где начиналось начальство» (3).
Привлечение предпринимателей к работам осуществлялось на основе открытого конкурса. Управление по постройке КБЖД через газеты периодически делало объявление на те или иные работы. Но в начале строительства западного участка КБЖД заключение договоров с предпринимателями оказалось под угрозой срыва. Например, в ноябре 1901 г. в газетах было напечатано объявление о предстоящих торгах на строительные работы (4). Однако торги не состоялись из-за высоких цен, заявленных предпринимателями. Торги вызвали много разговоров. Администрация считала, что повышение цен было связано полной уверенностью подрядчиков, что Управление по постройке КБЖД не будет вести строительство хозяйственным способом. Сами предприниматели открыто говорили, что эти торги «сорваны излишней требовательностью железнодорожного управления» (5) . В виду того, что договора не были подписаны, администрация подумывала о ведении работ хозяйственным способом, но вскоре отказалась от этой мысли. Это было связано с тем, что предприниматели, приехавшие из Европейской России, внесли залог за ожидаемые работы, причём некоторые до 140 тыс. руб. Залог пролежал в Управлении, не принося им прибыли, и уже пошли слухи, что некоторые предприниматели готовили претензии к казне.
Когда и следующие торги прошли также неудачно, администрация постройки приняла решение сдавать подряды на основании личных переговоров Управления с каждым предпринимателем. Для этого Управление разработало два вида расценок: нормальные и повышенные, для непредвиденных обстоятельств. Предприниматели не имели оснований быть недовольными расценками. Таким образом, только после третьей попытки в результате индивидуальных переговоров удалось заключить договора на подрядные работы.
На КБЖД, как и на предыдущих железнодорожных стройках, сложилась традиция, когда подрядчики передавали подряд другим лицам, так называемым рядчикам. Предприниматель, называвшийся обычно контрагентом, получив с торгов крупный объём работ, от своего имени передавал подряд для исполнения одному или нескольким рядчикам, со скидкой определенного процента с договорных цен и иногда с возложением на них всех обязательств по договору. Так, В. М. Бржозовский передал часть своего подряда Молчанову с уступкой 17,5%, оставив за собой заведование работой и риск. Хотя из уступленных комиссионных Бржозовскому оставалось около 10%, но от всего подряда это давало чистой прибыли в 70-80 тыс. руб. за четыре года (6). Фактически контрагент выступал в роли комиссионера, хотя, конечно, сохранял за собой все контролирующие функции над строительством. Однако следует подчеркнуть, что итальянские предприниматели, получив подряд, как правило, не передавали его другим лицам. Рядчик же мог передать работы отдельным небольшими участками другим «мелким» предпринимателям, а скопив капитал, некоторые из них заключали договор на большие объёмы работ, т. е. становились подрядчиками.
Несмотря на жёсткие условия договора, желающих взять подряд на тоннельные работы было много, в том числе и среди иностранцев. Например, заявления подавали американская фирма «Sargeant Jngersoll Drill Со», прусские и итальянские инженеры. Практически всем иностранным представителям в подрядных работах было отказано, за исключением итальянцев (7) Дело в том, что они имели огромный опыт организации каменных работ и знали тоннельное дело, а таких специалистов в Сибири не было.
Оплата всех работ, обусловленных договором, производилась только после выполнения их по утверждённым ценам. Все расценки включали в себя полное вознаграждение: за производство работ, за приобретение и хранение материалов, за наём рабочих и служащих, за их содержание и лечение, за приобретение и ремонт инструментов, а также за все расходы, сопряжённые с поставкой материалов, включая сюда и риск. Так что никаких дополнительных вознаграждений, кроме расценок, указанных в ведомости, предприниматели требовать не могли (8). Они также не могли требовать отвода дополнительных участков для заготовки материала, кроме тех, что отвело Управление по постройке КБЖД (9). Все временные постройки, помещения для людей и лошадей, склады предприниматели обязаны были устраивать и переносить с места на место за свой счёт. Отчуждение земель, снос строений, бараки и кавальеры для свалки грунта, подъездные дороги производились за счёт казны.
Для приобретения необходимых материалов предпринимателям выдавался аванс до 75% от их стоимости. При этом все материалы и предметы считались собственностью казны (10). Авансы погашались удержанием из платежей, причитавшихся предпринимателям.
Как уже говорилось, для получения подряда, предприниматель вносил залог, который составлял 5 % от приблизительной стоимости подряда. Но при увеличении объёма подряда залог увеличивался (за счёт дополнительного взноса) и доводился до тех же 5%. Кроме того, подрядчику не выплачивалась полная сумма за выполненные работы. Управление по постройке КБЖД удерживало 15 % как дополнительный залог. Удержание процентов с заработанных денег продолжалось до тех пор, пока сумма обоих залогов не достигала 1/3 стоимости оставшихся к производству работ (11).
Внесенный предпринимателями залог на торгах не считался затратой, так как он по мере выполнения работ возвращался ему, и, кроме того, вносить залог разрешалось не только наличными деньгами, но и ценными бумагами, доход от которых оставался в распоряжении контрагента. При этом подрядчики иногда внесение залога возлагали на обязанность тех рядчиков, которым передавали свои работы (12). Администрация постройки не препятствовала такому положению дел.
1. Введение
2. Привлечение предпринимателей на постройку КБЖД
3. Рабочие на КБЖД
4. Строительство КБЖД во время русско-японской войны
5. Заключение, литература