Династия железнодорожных королей фон Мекк
(автор Гавлин М.Л., старший научный сотрудник ВНИИДАД, к.и.н.)
Семейство “железнодорожных королей” фон Мекк стремительно выдвинулось в ряды богатейших семей страны на волне “железнодорожной горячки” 2-й половины 1860-х - 1870-х гг. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 года многие представители династии занимали выдающееся место, как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России. Но, конечно, более всего известно имя фон Мекков, как выдающихся строителей железных дорог.
История строительства посредством частной инициативы железных дорог в России, развернувшегося вскоре после отмены крепостного права, может быть впервые открывает перед нами такую драматическую, по-бальзаковски мощную картину человеческих судеб и страстей, столкновений и конфликтов на почве денежных интересов. Это было время внезапного появления крупных состояний и первых финансовых “олигархов” той поры — “железнодорожных королей”. Это было время, когда Россия, ценою больших материальных жертв создавая у себя сеть железных дорог, впервые столкнулась с таким масштабом финансовых операций в этой области, с выходом на международный денежный рынок нового слоя частных лиц, которые с помощью государства в считанные месяцы превращались в богатейших людей страны.
С этого времени старое торговое купечество все больше уходит в тень, уступая дорогу новым дельцам. Но и промышленная буржуазия, в том числе московская, руководимая такими светлыми головами, как Ф.В. Чижов, и отличавшаяся несколько большей независимостью от правительства, так же уступает новым дельцам в этой новой для себя сфере. И немалую роль в этом сыграло государство в лице своих сановных петербургских бюрократов. Железнодорожное дело переходит в руки небольшой группы железнодорожных магнатов, ставших по существу монополистами, своеобразными “олигархами”, взращенными на казенных деньгах. Возникает негласный союз между сановной бюрократией и зависимыми от нее “железнодорожными королями”. Все это мало способствовало развитию рыночной конкуренции, экономической свободы в России. Внутренний денежный рынок слабо участвовал в формировании капиталов железнодорожных обществ.
Первые десятилетия после “Великой реформы” выдвинули ряд крупных организаторов железнодорожного строительства в России (концессионеров и подрядчиков), ставших затем владельцами построенных ими железных дорог. Это были люди “с громадным влиянием и с громадным состоянием, пользовавшиеся громадным авторитетом благодаря своим железным дорогам и банкам”. С.Ю. Витте писал о них: “Во главе частных обществ стояли несколько лиц, про которых можно сказать, что они представляли собой железнодорожных королей”. К ним он относил в первую очередь Полякова, Губонина, Кокорева, Блиоха, Кроненберга, фон Дервиза и фон Мекка. Об их личных качествах он писал: “Так как железные дороги имели значительную часть своих капиталов, гарантированную государством, а у иных дорог и весь капитал был гарантирован государством, то, в сущности говоря, эти железнодорожные короли заняли такое положение в значительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости, и в известной степени пройдошеству. В этом смысле каждый из них представлял собою довольно видный тип”(1).
Колоритной фигурой, судя по всему, был и К.Ф. фон Мекк, один из пионеров частного железнодорожного строительства в России, положивший начало многомиллионному состоянию семьи. Однако сведений, характеризующих его личность, немного. С.Ю. Витге в своих воспоминаниях ограничивается в отношении него одной фразой: “Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно” (2).
История семьи фон Мекк и судьбы ее представителей нашли отражение в воспоминаниях современников, в письмах, дневниках и произведениях самих членов семьи, в различных исследованиях, документальных и публицистических материалах, и даже в художественной литературе. Интерес этот вызван выдающейся предпринимательской и меценатской деятельностью представителей династии.
1. Введение
2. Миллионы “железнодорожного короля”
3. Строительство Рязано-Козловской железной дороги
4. Конец пути Карла фон Мекка
5. Наследники семейного дела
6. Создание железнодорожных монополий
7. Николай Карлович фон Мекк
8. Заключение, литература
|
|