Семейство “железнодорожных королей” фон Мекк на протяжении длительного времени было тесно связано с происходившими в России непростыми процессами экономической и технической модернизации. В судьбе его ярко выразилось своеобразие путей развития одной из важных групп российского предпринимательства в этот переходный, крайне сложный период.
Поразительно быстрое обогащение с помощью казны, тесная корпоративная связь с крупным петербургским чиновничеством, при несомненном профессионализме и динамизме этой новой группы предпринимателей - вот лишь некоторые слагаемые ее бурного, но недолгого успеха. В то же время ее “верхушечность”, “особость”, неприемлемые для многих “европеизм”, новые методы ведения дела, ее видимая оторванность от основной массы традиционного российского купечества, внесли свой вклад в конечный результат - общую трагедию российского предпринимательства, постигшую его на взлете. Можно говорить в этой связи о некоторых общих характерных чертах, отличавших подобные фон Меккам новые династии российских предпринимателей конца XIX—начала XX вв.
Судьба этой выдающейся предпринимательской династии, вклад которой в экономическое развитие России несомненен, и с именами представителей которой связано столько интереснейших страниц новейшей русской истории, еще ждет своих исследователей.
Литература:
1. Витте С.Ю. Воспоминания. - М., 1960. -Т.1. - С. 117.
2. Там же. - С. 126.
3. Нагибин Ю.М. Когда погас фейерверк. //Остров любви. Повести и рассказы. - Кишинев, 1985. -С 182 — 183
4. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. - М. - Л., 1934 - 1936. - Т. 1. - С.78.
5. История предпринимательства в России /Книга 2. Вторая половина XIX — начало XX века. — М., 1999. - С.137.
6. Дельвиг А.И. Мои воспоминания. — М., 1913. — Т.З. — С.106.
7. История предпринимательства в России /Книга 2.... С. 139.
8. Хеллер Клаус. Иностранное предпринимательство в России XIX — началаXX вв. //Отеч. История.- М., 1998. - № 4. - С. 60.
9. Краткий очерк развития сети Общества Московско-Казанской железной дороги. — М., 1913. —С 18
10. Витте С.Ю. Указ. соч. - С.347.
11. Дельвиг А.И. Указ. соч., Т.2. - С.394.
12. Головачев А.А. История железнодорожного дела в России. - Спб., 1881. - С.69.
13. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. 1848 - 1896: Воспоминания. — Л., 1929.
14. Чайковский П.И. Указ. соч., Т.1. — С.292.
15. Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале XX века: Предпринимательство и политика. - М.,- 2002. - С.379.
16. Витте С.Ю. Указ. соч., - Т.1. - С.380.
17. Кислинский Н.А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета Министров. -Спб., 1902.-Т. 3.-С.252.
18. Палтусова И.Н. Династия фон Мекк. //Труды Государственного Исторического музея. - Вып. 98 (Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры). — М., 1997. — С. 155 — 156.
19. Краткий очерк развития сети Общества Московско-Казанской железной дороги.... С.62.
20. Там же. С. 64 - 65.
21. Перченок Ф.Ф. Академия наук на “великом переломе”. //Звенья. Исторический альманах. — М.; Спб.; Париж, 1991.-С.217.
22. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ 1918-1956. Опыт художественного исследования. - М., 1989.-Т. 1.-С. 369.
1. Введение
2. Миллионы “железнодорожного
короля”
3. Строительство
Рязано-Козловской железной дороги
4. Конец пути Карла фон Мекка
5. Наследники семейного дела
6. Создание железнодорожных
монополий
7. Николай Карлович фон
Мекк
8. Заключение,
литература