Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, 
а в том, чтобы постигать их смысл.
Цицерон 

Финансовое право

Система финансового права

Принципы финансового права

Метод финансового права

Бюджетное право

Бюджетная система

Бюджетный процесс

Принципы бюджетной системы

Налоговая система

Налоги, сборы, пошлины

Налоговые правоотношения

Налоговая политика

Денежное обращение

Наличные расчеты

Безналичные расчеты

Валютные операции

Финансовая теория
Теория государства и права
История налогового права
Социология и культура
Основы политологии
Основы государственного права РФ
Полезная информация
Динамика валют
Правовая сфера жизни общества
Основы административного права
Исторический экскурс
Геополитика
Инвестирование в ж/д транспорт в царской России
Техническая политика Николаевской железной дороги в период ее частной эксплуатации
ТП Николаевской ж/д в период ее частной эксплуатации (продолжение)
Династия железнодорожных королей фон Мекк
Миллионы железнодорожного короля (ч.2)
Строительство Рязано-Козловской железной дороги (ч.3)
Конец пути Карла фон Мекка (ч.4)
Наследники семейного дела (ч.5)
Создание железнодорожных монополий (ч.6)
Николай Карлович фон Мекк (ч.7)
Заключение, литература (ч.8)
С.С. Поляков и российское железнодорожное “чудо” XIX века
Предприниматели на строительстве КБЖД
Привлечение предпринимателей на постройку КБЖД (ч.2)
Рабочие на КБЖД (ч.3)
Строительство во время русско-японской войны (ч.4)
Заключение, литература (ч.5)

Новости финансов

 

Рекомендуемые бизнес-ресурсы:
 



Новости

25.04.2012

Некоторые эксперты считают, что рост евро (на 2,95% в первом квартале этого года) был временным явлением.

15.04.2012

Министерство финансов намерено подготовить законопроект, который уменьшит оборот наличных денег в России. Глава Минфина А.Силуанов сослался на мировой опыт, который подкрепляет это его предложение.

07.04.2012

Экономика стран СНГ не сдалась кризису. Евразийский банк развития провел ежегодный «Макромониторинг СНГ». Основные показатели нынешнего исследования приятно удивили. Особенно порадовали экспертов высокие темпы роста в сельском хозяйстве.

01.01.2012

Россия становится мировым лидером в торговле. По прогнозу банка HSBC, российская торговля обгонит по темпам роста мировую: до 2017 года она будет расти на 6% в год, а после — на 7,56%.

02.12.2011

Оборот рынка российского сегмента форекс-брокеров составляет не менее 500 млрд долларов. На этом рынке работают несколько сотен тысяч человек.

загрузка...
загрузка...
загрузка...

Наследники семейного дела

­­(Династия железнодорожных королей фон Мекк, автор Гавлин М.Л.)

­     После смерти мужа семейным железнодорожным и промышленным делом какое-то время пришлось заниматься его жене, Надежде Филаретовне фон Мекк, вступившей по завещанию в права наследования. “После мужа, - писала она П.И. Чайковскому в 1878 г., - мне остались очень запутанные и затруднительные дела, так что без всякой помощи я не могла бы справиться с ними. Поэтому я выбрала соопекунами к себе моего сына Володю и брата Александра, но главные распоряжения потому сосредоточиваются во мне, что я и опекунша малолетних детей моих и участница во всех делах, оставленных моим мужем” (14).

     Нужно сказать, что в трудных и неблагоприятных для владельцев частных железных дорог условиях, наступивших в 1880-х - начале 1890-х гг., Надежде Филаретовне удалось, благодаря своей твердости и энергии, сохранить семейное дело от разорения и отстоять его от поползновений со стороны разных “алчных хищников”. Особенную активность в попытках перехватить контроль над принадлежащими фон Меккам железнодорожными компаниями и оттеснить их от управления и владения ими проявляли наследники П.Г. фон Дервиза, их бывшего компаньона. Несмотря на определенные потери (так, например, акции Либаво-Роменской ж.д. пришлось передать немецким кредиторам, что вызвало обвинения в прессе против Мекков о забвении ими национальных интересов страны) и откровенно слабое умение вести дела, проявленное ее помощниками, сыном Владимиром и братом Александром Фроловским, ей все же удалось избежать больших потерь и уберечь семейное состояние для своих многочисленных подрастающих детей.

      Н.Ф. фон Мекк скончалась в Ницце 14 января 1894 г. Оставшееся после ее кончины имущество оценивалось, за вычетом долгов, в сумму 5 млн. 252,2 тыс. руб.; из которых на недвижимость приходилось 240 тыс. руб. (дом в Москве — на Рождественском бульваре, дача, земельные владения в Звенигородском и Подольской у. Московской губернии, в том числе имение Плещеево под Подольском). Наличные деньги и стоимость ценных бумаг исчислялись в размере 7 млн. 301, 6 тыс. руб., в том числе акции общества Московско-Казанской железной дороги — 4 млн. 594,7 тыс. руб., акции Волжско-Камского банка - 1 млн. 95 тыс. руб., акции пароходного общества “Ока” - 445 тыс. руб. Согласно духовному завещанию из детей Надежды Филаретовны наследниками были объявлены: сыновья - Николай, Александр, Максимилиан, Владимир, дочери - Александра, Юлия, Лидия, София и Людмила (15).

      Старшим из сыновей Карла и Надежды фон Мекк был Владимир Карлович (1852 — 1893). Родился он 15 июня 1852 г. в городе Рославле. Еще при жизни отца, в возрасте 21 года, помогал ему в железнодорожных делах. В 1876 г. В.К. фон Мекк женился на дочери крупного московского водочного фабриканта Михаила Андреевича Попова, Елизавете Михайловне (22 октября 1861 - 22 января 1892 г., Ницца). 14 июля 1877 г. у них родился сын Владимир. После кончины отца в 1876 г. Владимир Карлович стал, по выбору своей матери, соопекуном малолетних братьев и сестер по наследственному имуществу и взял на себя руководство коммерческими предприятиями семьи. В. К. фон Мекк был председателем правления Либаво-Роменской железной дороги, входил в состав руководства других железных дороги предприятий, контролировавшихся семейством фон Мекк. Как писала его мать в одном из писем Чайковскому в феврале 1881г., Владимир был “директором в трех правлениях и получал до 50 тысяч в год”.

     Однако, организаторские способности его сильно уступали выдающимся деловым качествам его родителя. Не отличался он и твердостью характера. Это была противоречивая личность. Также противоречивы и мнения о нем. С.Ю. Витте в своих воспоминаниях записывает коротко, что старший сын железнодорожного короля был “страшный кутила, который всю свою молодость в Москве провел между цыганами и цыганками; он находился постоянно в нетрезвом виде и преждевременно умер”. Мать же его оправдывала. В письмах к Чайковскому она просила его не верить дурным слухам о своем старшем сыне и его жене.

      Оценивая деловые качества В. К. фон Мекка, справедливости ради следует сказать, что после смерти его отца обнаружилось, что коммерческие дела того были сильно запутанными, обремененными множеством долгов. Положение осложнялось также новой политикой, которую правительство повело по отношению к частным железным дорогам и их владельцам с начала 1880-х гг., после восшествия на российский престол императора Александра III. С.Ю.Витте по этому поводу писал: “В царствование Александра III установилась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возможность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей преследуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов...” (16). Эта новая ситуация сказывалась и на делах семьи фон Мекков. Преемникам железнодорожного короля, и, прежде всего, старшему сыну, пришлось не только распутывать его долговые обязательства, но и вести напряженную борьбу с министерствами финансов и путей сообщения за сохранение семейного дела.

     Владимир Карлович был вхож в дворцовые сферы, имел звание камер-юнкера высочайшего двора и умел при случае использовать свои связи. Именно он помог своему младшему брату, Николаю, укрепить позиции семейства фон Мекк в руководстве их самой старой и доходной железной дорогой — Московско-Рязанской, введя его в состав правления и, тем самым, положив начало новому этапу истории семейного дела железнодорожных королей. С деятельностью Николая Карловича связан новый взлет железнодорожного предпринимательства семьи фон Мекк.

    Н.К. фон Мекк (1863 — 1929) стал талантливым продолжателем дела своего отца, одним из крупнейших железнодорожных и промышленных деятелей России конца XIX - начала XX вв. Не имея специального инженерного образования, Николай на практике овладевает всеми тонкостями нового для себя дела, начав работать в этой области с самых низших ступеней: в депо, конторщиком на Николаевской железной дороге. Он последовательно и целеустремленно прокладывает свой путь в жизни.

    К этому времени относится его женитьба на Анне Львовне Давыдовой (род. 9 декабря 1864 г.) из известного дворянского рода декабристов, племяннице П. И. Чайковского. В том же 1884 году, 29 апреля, он избирается кандидатом в члены правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Начинается его активная деятельность в железнодорожном предпринимательстве.

1. Введение
2. Миллионы “железнодорожного короля”
3. Строительство Рязано-Козловской железной дороги
4. Конец пути Карла фон Мекка
5. Наследники семейного дела
6. Создание железнодорожных монополий
7. Николай Карлович фон Мекк
­8. Заключение, литература­

­
­




 
Все разделы сайта

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

Rambler's Top100 Rambler's Top100